Гуманитарная миссия в военных конфликтах – эта та часть права войны, где нет фронта, нет врагов, противников. Это сфера, по международному праву, должна быть вне боевых действий. Войны хватает на фронте, а обмены военнопленными должны проходить мирно, без привлечения в эту сферу военных действий.
Обмен военнопленными — это миссия мира, взаимопомощи, то, что должно быть свято для всех участников вооруженного противостояния.
Гуманитарная миссия никак не предполагает распространения на нее военных действий: целенаправленных убийств, уничтожения самолета с военнопленными на борту, давления на членов семей военнопленных, нарушений режима тишины и прочего.
Как верно отметил министр обороны РФ С.К. Шойгу: «Освобождение солдат России из плена является одной из главных задач СВО». Процесс обмена военнопленными налажен, достигнуто понимание в этом вопросе с украинской стороной и хорошо, что мы друг друга слышим. После длительной паузы обмены возобновились, бойцы возвращаются из плена домой, и обмены необходимо продолжать. Полностью согласен с Президентом России В.В.Путиным: «Мы не будем останавливать обмены, нам своих ребят надо забирать».
Еще раз подчеркну, что обмен военнопленными – это гуманитарная операция, где между сторонами согласовываются время, место, цели и задачи. Российские участники переговорного процесса при обменах действуют исключительно в правовом поле. Недопустимо вносить элементы войны в гуманитарную миссию, где никаких военных действий категорически не должно быть.
Шамсаил Саралиев, депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя Комитета ГД по международным делам, представитель парламентской координационной группы по вопросам СВО.